dlj_slabovidjshih
Печать PDF

«Женщина-легенда»

Луиза Сократовна со студентами Фото 11     На протяжении уже 42 лет в нашем колледже дарит знания своим ученикам преданный своему делу, великолепный преподаватель Луиза Сократовна Попова. Не жалея сил и времени, она всю себя отдавала и продолжает отдавать любимой профессии, которой владеет в совершенстве! На пороге ее славного юбилея за ее плечами - огромное количество хореографических постановок, десятки благодарных выпускников и, конечно же, бесценные воспоминания о том, с чего все начиналось…

Луиза Сократовна родилась в г. Кяхта Бурятской АССР 7 июля 1943 г. Купеческий город, через который проходил так называемый «Шелковый путь» из Монголии. Отец служил писарем в комендатуре, а мама преподавала физкультуру и вела курсы молодого бойца. В школу маленькая Луиза пошла в с. Кырен, а после второго класса родители приняли решение уехать на Родину отца – в Иркутскую область, с. Бохан. Именно там Луиза Сократовна впервые попробовала танцевать. В их школе студентка педагогического училища открыла хореографический кружок. Условия были непростые: отсутствие зеркал, стулья вместо станков. Но все это только еще больше усиливало у детей интерес к танцу. Первое выступление Луизы Сократовны состоялось в 8 классе на школьном смотре. Она танцевала классический вальс, раскрывая образ подснежника. Этот номер сделал ее главной участницей всех школьных праздников.

По окончании школы Луизе Сократовне, как примерной ученице, вручили комсомольскую путевку, которая давала ей возможность поступить в Сельскохозяйственный институт в г. Улан-Удэ. Но распрощаться с любимым делом она не смогла и перевела документы в Культурно–просветительское училище на хореографическое отделение.

во время учебы в Ленинградском институте культуры во время учебы в Ленинградском институте культуры

Все 4 года учиться было непросто! Ведь педагогами были, в основном, артисты балета, для которых исполнительская деятельность была гораздо ближе, нежели преподавательская. После окончания училища в 1964 г. без проблем поступила в Ленинградский институт культуры, который закончила в 1969-ом. Будучи молодым специалистом с высшим образованием, приняла решение вернуться в г. Улан-Удэ, где в дальнейшем встретила свою судьбу – молодого музыканта Анатолия Александровича Попова. Вскоре в молодой семье появился сын, и в 1971 году было принято решение о переезде в г. Минусинск, где их с распростертыми объятьями встретил наш колледж (на тот момент Культурно – просветительское училище). Анатолий Александрович стал преподавателем и концертмейстером на инструментальном отделении, а Луиза Сократовна на хореографическом - стала педагогом по народно-сценическому и классическому танцу, а также по режиссуре и композиции. Диплом о высшем образовании обязывал работать отлично, держать себя в форме и постоянно самосовершенствоваться. Луиза Сократовна не пропускала ни одного семинара или курсов повышения квалификации. Регулярно ездила на обучение в гг. Абакан, Кемерово, Омск, Новосибирск, Челябинск и др. крупные города. Училась с удовольствием, весь материал пропускала через себя, всегда вставала к станку и никогда не «отсиживалась в сторонке».

– Луиза Сократовна со своими студентами в Культурно – просветительском училище (г. Улан-Удэ) – Луиза Сократовна со своими студентами в Культурно – просветительском училище (г. Улан-Удэ)

В 1974 г. в семье Поповых появился второй сын. Вот только длительный декретный отпуск для Луизы Сократовны был не приемлем! Рано утром она отводила сына в ясли, а сама бежала на любимую работу. Было время, когда на хореографическом отделении работали всего трое преподавателей: В.А. Никифоров, Н.П. Зубакина и Л.С. Попова. Ни на секунду нельзя было расслабиться, но на трудности внимания не обращали, ведь мысли всегда были о высоком и прекрасном. Выдающийся режиссер Л.А. Нюхалов научил Луизу Сократовну видеть шедевры даже в самых простых, обыденных вещах. Именно его она благодарит за свое умение грамотно выстраивать драматургию номера.

Все постановки Луизы Сократовны были рассчитаны на массу и непременно носили патриотический характер! Каждый танец имел свою историю и рассказывал зрителю о значимых для его страны событиях, проникал в его душу. Например, в номере «Тачанка» был показан настоящий бой и способность русского солдата отдать жизнь за свою Родину. Очень часто девушкам приходилось исполнять мужские партии, одевая на себя гимнастерки и огромные сапоги 43 размера. Но Луизу Сократовну это ни капли не смущало, а даже наоборот привлекало. На каждый народный праздник она создавала все новые и новые номера, которые зритель принимал с огромным восторгом. Такие постановки, как «Время, вперед», «Вешние воды», сюита «Дружба народов» и др, до сих пор вспоминают их исполнители. «Ни одну свою постановку во время выступления со стороны не видела», - рассказывает Луиза Сократовна. «Постоянно приходилось бегать туда-сюда, от звукооператора к осветителю, выматывалась за номер не меньше самих исполнителей»

во время практики в  Калининградском культурно – просветительском училище постановка Луизы Сократовны «Космос» в Минусинском драматическом театре

До 1977 г. танцевали исключительно под баян. Все изменилось с появлением фонограмм. Появилась возможность использовать в постановках симфоническую музыку. За это Луиза Сократовна благодарит Л.М. Алексеенко, которая на тот момент заведовала музыкальным отделением колледжа. Именно она сформировала фонотеку, которая позволила еще больше разнообразить репертуар хореографического отделения.

В 80–е гг. в хореографии появилось много новых веяний, в постановках стали активно использовать гимнастические и трюковые элементы (это было связано с проведением в Москве Олимпийских игр). Ради будущих постановок Луиза Сократовна училась работать с лентами и даже с тяжелыми металлическими обручами, которые не раз наносили ей травмы. Но она всегда старалась идти в ногу со временем, все новые веяния изучала с огромным рвением! Ее не оставляло чувство неуемности, стремление к знаниям, ведь чтобы научить других определенным элементам, нужно в первую очередь овладеть ими самой. Особенно ей нравился стиль «Диско» - самый веселый, подвижный и энергичный.

В 1983 г. Луиза Сократовна была награждена знаком Министерства культуры «Отличник культуры РФСФР». В период с 1983 по 1992 гг. Луиза Сократовна заведовала хореографическим отделением. Она была чутким и справедливым руководителем. Уроки молодых педагогов посещала не только с целью подсказать, но и для того, чтобы у них научиться чему-то новому. Конечно, было непросто, ведь отвечать приходилось за все и за всех. Но она справлялась и, к тому же, никогда не отказывала в помощи другим учебным и культурным заведениям города. С особым трепетом Луиза Сократовна вспоминает о своей работе в школе для глухих детей: «Эти дети, не смотря на ограниченные возможности здоровья, с большим желанием повторяли за мной все движения. Темы были самые разнообразные. В танце они пытались рассказать все то, что не могли выразить словами. А мне приходилось «протанцовывать» с ними весь концерт за кулисами, чтобы в любой момент они могли подглядеть и вспомнить, какое движение должны выполнить»

Луиза Сократовна с воспитанниками школы для глухих детей работа Луизы Сократовны в проекте «Колледж III поколения»

В это же время Луиза Сократовна руководила небольшой студией аэробики, которая была сформирована по просьбе группы женщин, желающих поддерживать себя в форме. Упражнения для занятий приходилось искать в книгах и журналах, использовались даже элементы индийской йоги. Луиза Сократовна всегда умела поделиться своей энергией с учениками, хотя занималась при этом наравне со всеми. Все элементы показывала в полную силу.

В 1993 г. в Минусинске открылась Детская школа искусств, куда Луизу Сократовну пригласили вести у детей различные виды хореографии. Разумеется, она не отказала! Конечно, было сложно совмещать работу со студентами и с маленькими детьми, порой не обладающими хореографическими данными. Но она справлялась: «Мне все было интересно, хотелось попробовать себя во всем! К тому же, я не имела права разочаровать людей, которые на меня рассчитывали». А рассчитывали на нее действительно очень многие: кто-то просил номер для смотра художественной самодеятельности, а кто-то даже – хореографическое сопровождение целого спектакля! Работники Минусинского драматического театра – верные друзья Луизы Сократовны. Ведь с ее легкой руки многие сцены спектаклей наполнялись яркими движениями и запоминающимися хореографическими композициями: от танца Волка и Зайца в детской сказке до страстного испанского «Фламенко» из спектакля «Мадридская сталь».

В 2000 году Луиза Сократовна начала преподавать дисциплину «Историко-бытовой танец». Постоянно старалась найти как можно больше информации, писала и звонила во все учреждения культуры, добралась даже до ГИТИСа. На основе найденного материала сама начала сочинять и «разводить» постановки. Постепенно освоила манеру, взаимодействие в паре, в каждом танце выстроила свою драматургию. А после каждого зачета приглашала студентов на настоящий бал, который ежегодно проходил в Минусинском краеведческом музее, где они на практике могли применить полученные знания и, конечно же, насладиться атмосферой настоящего бала.

Луиза Сократовна со студентами 2 курса после экзамена «Историко-бытового танца» декабрь 2012 г. Луиза Сократовна со студентами 4 курса хореографического отделения колледжа

К 65-летнему юбилею Красноярского краевого колледжа культуры и искусства в ноябре 2012 г. ветеран педагогического труда Луиза Сократовна Попова была награждена особой наградой – медалью «Человек-легенда».

В чем же секрет неиссякаемого творчества Луизы Сократовны? На этот вопрос она отвечает так: «Меня ни на секунду не покидает постоянное желание танцевать! И эта жажда передается студентам. Просто нужно всегда стремиться в атмосферу праздника и уметь создавать ее самостоятельно! Я благодарна мужу, что приехала в этот прекрасный город, благодарна судьбе, что встретила так много замечательных людей и счастлива, что воспитала столько благодарных выпускников!». Сегодня Луиза Сократовна любимая мама двоих сыновей и любимая бабушка двоих внучек! Но всю жизнь в ее сердце - друзья, товарищи и ученики, с которыми она плечом к плечу шла по сложному, но полному счастья и радости пути любимой профессии.

 

Наталья Миронова преподаватель колледжа