Многие малочисленные народы Севера Российской Федерации — до сих пор сохраняют уникальные традиции и красоту удивительной силы. Но большие народы постепенно ассимилируются. К сегодняшнему дню из того, что оставлено предками, сохранилось, к сожалению, немного. Поэтому было так важно проанализировать орнаментальное искусство народов Севера, выявить в нем этнические традиции, закономерности развития, отличительные особенности и на их основе сделать панно-триптих, которое привлекло бы большее количество заинтересованных зрителей к этому малоизученному наследию нашей культуры.
Благодаря исследователям, историкам, кое–что мы все же можем увидеть и по достоинству оценить. С помощью фольклора и декоративно–прикладного творчества северных народов сохраняется их самобытность и самосознание.
Первое, что привлекает взгляд – национальная одежда народа. Для любой культуры это одно из самых ярких и уникальных проявлений, своеобразный «паспорт», а для представителей народов Севера способ разнообразит свою суровую действительность. На нее и делается упор в поиске и понимании орнаментального искусства северян. Народное творчество северных народов донесло до наших дней элементы древней языческой культуры, а их традиционные промыслы и ремесла свидетельствуют о тесной связи с природой, существующей и по сей день. Человек, природа и искусство веками жили в единстве. Природа будила воображение, оттачивала формируемое в процессе труда чувство красоты. Итак, какую сферу быта, труда и досуга людей Севера ни взять, везде можно увидеть, что перед нами народы-художники. К чему они ни прикоснутся, за что ни возьмутся – все получает в их руках художественное оформление: и лодка, и колотушка, и унты, и многое другое.
В основе каждого панно лежат мифы этих народов о создании нашего мира. Так по поверьям северян изначально ничего не было, только бескрайний океан и лед. И однажды птичка гагара (у некоторых народов лягушка) достала со дна воды кусочек земли, уронила его и, так появился наш средний мир. Помимо мира людей еще существуют Верхний мир добрых духов и божеств и нижний мир чудовищ.… Опираясь на эту легенду, была составлена композиция, где темный фон панно олицетворяет бескрайний и холодный океан, а сам орнамент делится на три основные части, как и основная модель мира у северных народов. Верхний орнаментальный мотив наполнен самыми почитаемыми и священными орнаментами (например, орнамент солнца, оленя) и представляет собой Верхний мир северян. Средний мир – средняя часть орнаментальных мотивов панно – это мир людей, и поэтому орнаменты там соответствующие (орнамент в виде людей, кресты как переход из мира людей в мир духов, следы мамонтов и змеи как создателей наших гор и озер). Нижний же мир представляет собой на работе своеобразный нагрудник шамана, как посредника людей и духов, и украшен соответствующими орнаментами.
Когда говорят про Сибирь, первое что приходит на ум, это чарующие алтайские горы, бескрайняя тайга, могучий Енисей и конечно море Байкал. Да, именно морем называют уважительно Байкал - люди, живущие на его берегах.
Байкал писали многие художники в разное время суток и года, но особенно ярко смогли его запечатлеть фотографы Кристина Макеева и Данил Коржонов. В основе художественного образа данного полиптиха лежат работы этих замечательных фотохудожников.
Байкальский лёд настолько чистый и прозрачный, что на мелководье сквозь него можно разглядеть дно. В толщу воды проникают солнечные лучи, поэтому жизнь под ледовым покровом не замирает — там развиваются водоросли и зоопланктон. Места, где лед без трещин и пузырей абсолютно гладкий и чистый, что можно в нем рассмотреть отражение неба и скал.
Полиптих выполнен в технике горячий батик, красота этой техники наиболее выразительно подчеркивает своей многослойностью красоту льда Байкала с его трещинами и пузырьками, замерзшими в его толще, синеву и прозрачность воды и одновременно с этим мощь и величие стихии воды, льда.
На Руси народный календарь, как и в любой другой стране, сложился с незапамятных времен. Жизнь человека немыслима без отсчета дней, лет и разных периодов года. И чтобы свободно ориентироваться во времени, народ отмечал и запоминал чередование сезонов года, будней и праздников, определявших уклад жизни. Листая Современный настольный календарь, мы понимаем время, как вереницу идущих дней один за другим. В сознании древних людей время было иным «Цикличным» и измерялось не цифрами, а событиями. Праздник был жизненно необходим, именно в обрядах люди переживали свою изначальную связь с миром.
На день весеннего равноденствия приходится один из самых ярких праздников у славян – Масленица или Комоедица! Во время празднования всегда заводили хороводы, устраивали яркие прощания с зимой и конечно лакомились блинами, которые являются символом солнца.В день весеннего равноденствия у славян проводились обряды, которые позже станут основой для привлечения богатого урожая. Хотя земля ещё не готова к посеву, но уже чествуют Бога Ярило, в чей день чуть позже начнутся работы в полях.
Не забыт в наше время и славянский праздник Иван Купала, который является старинной традицией западных и восточных славян. Изначально он был частью языческих ритуалов очищения и омовения, а позже получил своё название в честь Иоанна Крестителя. В день Иван Купалы все люди плели венки и накидки из цветов, водили хороводы, пели весёлые песни и жгли костры. Конечно же, каждый обряд имел свой тайный смысл и проводился с определённой целью. Незамужние девушки днём плели различные венки из полевых цветов, чтобы вечером выпустить их на воду. И по сей день многие верят, что плывущий по воде венок покажет, где живёт будущий муж. Тонущий венок символизировал, что суженый уже не любит девушку и возьмёт замуж другую.
Многие народные праздники посвящались сезонным явлениям и событиям. И даже начало осени и прощание с летом удостоились отдельного торжества. Осенины — серия праздников, которые отмечаются в начале осени. Осенняя пора издревле считалась праздничной. Сбор урожая и работа в поле были закончены, а погода позволяла проводить народные гулянья. В это время было принято веселиться, собирать гостей, накрывать стол и готовить все блюда из того, что преподнесла Земля в этом году. Именно в начале осени наступала пора свадеб и праздников. Одной из главных традиций Осенин являлось обновление огня. Встречая осень, славяне обычно гасили весь старый огонь в доме и зажигали новый. Причем новый источник тепла и света всегда добывался ударами кремня или трением дерева. Наши предки верили, что зажженный в этот осенний праздник огонь обладает своей особой энергией.
Коляда – это молодое Солнце, воплощение начала новогоднего цикла. С этого дня начинались Большие зимние Святки и поворот Солнца на весну. В это время дети и взрослые рядились в сказочных персонажей и зверей и под именем Коляды стучались в избы зажиточных семей. Под задорные песни и пляски они требовали угощений от накрытого стола и желали хозяевам счастья и долголетия. Обидеть колядующих означало навлечь на себя гнев самого Коляды, поэтому накануне Солнечного Рождества начиналась подготовка сладостей и варка кутьи. Коляда – один из старейших праздников на Земле Великой Руси.
Каждый из праздников прекрасен по - своему и отражает историю наших предков, в которой заложена любовь к танцам, музыке, обрядам, а самое главное - заложена любовь к родине. Помимо названий праздников очень важно знать их истинное значение и историю. Изучая их, мы изучаем развития культуры нашего государства.
Задолго до изобретения письменности люди начали искать способы передачи своего видения мира. Рассказывать о переживаниях, привлекать удачу в охоте, делиться сценами из жизни они стали с помощью петроглифов. Так называют наскальные рисунки древних людей, которые выбивали на камнях или наносили краской, начиная с эпохи палеолита вплоть до средневековья, Они высекались на стенах и потолках пещер, на открытых скальных поверхностях и отдельных камнях. Чаще всего они изображают животных, человека и божеств. И укаждого народа была своя культура, свои традиции в искусстве и наскальных рисунках.
Петроглифы, некоторым из которых более 10 тысяч лет, - важнейшая часть историко-культурного наследия Хакасии и большая тайна этих земель. Благодаря природным и климатическим условиям многие петроглифы прекрасно сохранились до наших дней. Можно просто ими любоваться, а можно попытаться проникнуть в их тайну. Всего на территории Хакасии сейчас известно более ста тысяч наскальных рисунков сконцентрированных примерно в 800 местах.
В изобразительном искусстве Сибири последних десятилетий появилось новое направление, связанное с влиянием на творчество современных художников историко-культурного наследия прошлого. Это направление живописи носит сегодня название этноархаика, также употребляется слово сибирская неоархаика, археоарт, неомифология, космоархаика, этнофутуризм или археоавангард.
Центральное панно стало обозначением космоса населенного духами имифическими существами, поэтому нужно точно понимать значение для каждого петроглифа. Центральным петроглифом данного панно стал «солярный знак» – символ пересечения времени и пространства, символ поклонения солнцу. Знак имеет несколько узнаваемых видов, самый известный из которых – солнце с четырьмя лучами. Солярный знак часто встречается на менгирах, созданных в III тысячелетии до н.э., в период так называемой Окуневской археологической культуры. Окуневцы впервые осознали связи космоса и природы и смогли их отразить в солярном знаке. Отметим, что изображения солярных знаков встречаются только на территории хакасско-минусинской котловины, на соседних территориях подобная символики не встречаются. В панно, расположенных по краям от центрального панно, изображены петроглифы обозначающие быт людей, скотоводство, охота, сцены сражения, домашних и диких животных, эпос, ритуалы.
Значимость сохранения петроглифов, какисторико-культурного наследия Хакасии, ценнейший источник, позволяющий составить представление о развитии деятельности и мировоззрения древнего человека.
Изучая и изображая наскальное древнее искусство, мы погружаемся в прошлое мира, становимся путешественниками во времени. Владимир Феофанович Капелько говорил «Пусть будет Хакасия помнящей своё родство, пусть сохранит ценности, данные нам древней землей в наследство, пусть сбережет нить, связующую поколения».
Литературная жизнь, наших писателей-земляков, действительно, интересна и познавательна. Случай, который побудил Владимира Топилина на создание историй о живописной тайге и тех, кого она приютила: охотниках, золотодобытчиках и жителях укромных деревень, является весьма трагичным. В июле 1996 года во время охоты он караулил зверя на охотничьем помосте. Деревянные балки оказались гнилыми и не выдержали нагрузки. Владимир упал с высоты и когда он пришёл в себя, то понял, что не чувствует ног…
Читая книги Владимира Степановича Топилина, будто наяву представляешь, как «могучие кедры-великаны в ожидании предстоящей зимы склонили мохнатые шапки, а говорливый ручей притушил свою звонкую речь густыми водами». Как «испуганная тишина нахохлилась на вершине невидимого холма, и колкое эхо запуталось в сетях ранней осени».
Александра Каримова в панно иллюстрирует произведения Владимира Топилина, описывая сибирскую тайгу, где раскрывает не только величественную красоту родной природы, но и побуждает зрителя задуматься о том, что каждая травинка, цветок, каждый ручеек, окружающие сибиряков, живые, они способны чувствовать и жить особой таинственной жизнью, и эта тайна может открыться внимательному глазу, чуткому сердцу.
Две составляющие: этническая, которая помогает сохранить духовные ценности народной культуры и декоративная, как украшение современного интерьера с использованием выразительных техник художественной росписи: свободной росписи, горячего батика и трафаретной техники помогают художникам и мастерам ДПИ и НП вдохновляться на новые произведения искусства и их интерпретацию. Изучая историю, легенды и мифы, символику, используя экспрессивные методы покраски ткани, усиливается эмоциональное восприятие произведений, что позволяет индивидуально выражать видения художников. Создание собирательного образа двух противоположных стихий в декоративном панно- полиптихе созданное по мотивам славянских легенд и мифов о стихиях огня и воды, пропагандирует, сохраняет и развивает культурное и духовное наследие русского народа.
Декоративное панно с тематикой славянской мифологии, современной интерпретации двух антагонистов: горячего огня и холодной воды - символично, особенно сейчас. В наше непростое время, они как "инь" и "ян" в японской культуре, как начало женского и мужского начала, могут сосуществовать, не мешая друг - другу, могут быть рядом - плечом к плечу, дополняя и помогая друг - другу.
Теплохолодная цветовая гамма декоративного панно соответствует символическому значению двух стихий: огня и воды. Цвета переплетаясь между собой, создают особый ритмический ряд, вплетающийся в единый композиционный строй. Разнообразные приемы художественной росписи насыщают полиптих дополнительными орнаментальными мотивами, объемными фактурами и текстурами помогают внести разнообразие в декор панно и в то же время объединять стихии в единое целое.
Вода. В славянской мифологии есть описание сотворения человеческого мира (земли) из воды- первоначального океана. Перун и Велес сотворили мир. Перун плыл на лодке, а Велес нырнул в воду и вытащил горсть песка, из которого Перун и сделал Землю. Еще существовала вода и в женском обличии. Водяница - жена водяного, бывшая утопленница имеющая вредный нрав. Она плещется в воде, играет с бегущими волнами, прыгает на мельничные колеса и вертится вместе с ними. Сохранены легенды о споре двух рек Волге с Вазузой, кто из них старше? Сказ о Воде - царице которая заманила кузнеца и его сына пообещав, что на три дня, а вернулись они глубокими стариками. Ведь время течет незаметно, как вода в Небесной реке.
Живой огонь. Когда первые люди не знали огня им хватало и солнечного света, но вот когда наступили холода люди стали замерзать, и бог Сварог сжалился над ними и метнул на землю молнию она попала в дуб он вспыхнул ярким пламенем. Так он подарил людям огонь и его назвали Сварожичем, сыном Сварога. Его стали почитать и он платил им добром, научив их из куска дерева, сухой травы и колышка добывать самим живой огонь. Его стали зажигать, отмечая наступление нового года, через него переносили хворых, перегоняли домашний скот что бы уберечь от болезней. Живой огонь считался земным даром Бога.
Символика воды одна из творческих стихий. По одной из мифов родилась земля из воды, принесенной в клюве Мировой Уточки. Обновление человека несет в себе сакральный смысл очищения при смывании водой физической грязи - обновляется его душа, аура. Животворящая вода - вода небесная "хляби небесные". Дождевая вода в отличие от речной и родниковой, несет в себе мужское начало. Речная же подразумевает не просто проточную, движущуюся, а ту, которая формирует поток и увлекает за собой. В символике огня есть жертвенность. Огонь небесный- является огнем небесной кузни Сварога. Огненный меч - символ справедливости и Прави, которым вооружены герои фэнтези и исторические персонажи и в современных произведениях. Существует еще земной огонь - огонь Нави, который ассоциируется с подземным огненным царством. Он несет разрушения не только физические, но и душевные, от неразделенной любви.
Каждый народ имеет свою историю, традиции и обычаи, что выделяет их от остальных. Национальный костюм – это целый мир, «визитная карточка», «паспорт», отличительный образ каждого народа, характеризующий его самобытность и уникальность, отражающий социальные, религиозно-нравственные, этические, эстетические идеалы и традиции народа. Особенности жизни казаков отразились на их одежде. Своеобразный вид донской казачьей одежды складывался веками. Казаки свободно относились к самобытности в одежде и рассматривали ее как признак своей самостоятельности. На Дону любили одежду ярких живописных расцветок, которую казаки привозили из походов.
Декоративное панно-триптих «Казачки» это творческая интерпретация образа вольных женщин - гордый профиль, взгляд с поволокой, уверенная поза, яркие пышные костюмы, - всё говорит о том, что если запоет эта женщина, то ее голос будет звонко литься над станицей, а если затанцует, то никто не сможет удержаться и не пуститься в пляс вместе с нею. Орнаментальные мотивы рушников и высокие стебли мальвы поддерживают художественный образ.
Серия панно выполнена в современных технологиях росписи ткани. Так же использован двухслойный батик для передачи пространства.
Стимпанк - Это ретро-футуристический стиль. Некоторые скажут: это же сочетание несочетаемого! Или это ретро с милыми картинками прошлого, или взгляд в будущее. Как эти 2 мира могут быть одним целым? Могут, чему пример — стимпанк!
Это подражание реальности 2-ой половины XIX века, стилизация под викторианский период. Футуристичность здесь заключается в мыслях о развитии паровых технологий. Представьте, как бы выглядел современный мир, если бы основным оставался паровой двигатель?
Стимпанк — это, повторимся, воображаемые картины будущего представителя викторианской эпохи. Современники XIX в. видели перспективы в механике, а не в электронике. Следовательно, у них воображаемые роботы представляли собой, по сути, огромные заводные игрушки. А вот средствами передвижения представлялись усовершенствованные аэропланы, дирижабли, паровозы, а также скоростные автомобили на паровых двигателях.
Первый вопрос, который здесь может возникнуть, — а почему, собственно, «панк»? Как и в случае с киберпанком, вторая часть названия означает лишь то, что произведения этого поджанра фантастики основаны на «панковских» идеях в их самом общем понимании.
Иначе говоря, слово «панк» в таких случаях подразумевает не злобных хулиганов с разноцветными волосами и татуировками «Анархия» на лбу, а персонажей — ярких индивидуалистов, противостоящих системе, традициям, предрассудкам, и ставящих себя выше любых государственных или общественных институтов.
Сейчас стимпанк — это новое дизайнерское направление. В нынешний момент это не слишком известный стиль, распространенный не очень широко, хотя ряды его поклонников растут день ото дня. Стиль стимпанк, а точнее его черты, отслеживаются в искусстве всего двадцатого века, хотя только в конце восьмидесятых годов у него возникло название. Далее были систематизированы и определены характеристики данного течения. Ему начали уделять внимание, после чего у него появилась целая армия поклонников. Появился новый стиль. Но всем нам хорошо известно, что все новое — это перевоплощение хорошо забытого старого. Таким образом, стиль стимпанк на свет появился, переродившись, а не родившись.
На этих панно изображен город, полностью придуманный автором, множество элементов взяты из архитектуры Италии, Франции и Англии. Так же изображен дирижабль и пароход, как основной и первый транспорт в Стимпанке. На первой картине три человека, женщина-механик, учёный-историк-археолог и юнга, одетые в одежды, присущие данному стилю, на заднем фоне чертежи, как символ эпохи механизмов и изобретений.
Вид рукоделия, состоящий из плетения сетки (филе) и вышивания по ней орнаментальных мотивов различными техниками вышивки называют филейным гипюром.
Филейно-гипюрная вышивка имеет большое разнообразие приемов, которые можно встретить во многих похожих технологиях строчевой вышивки. Эта вышивка привлекает внимание своей необычностью узоров, легкостью и воздушностью.
На первый взгляд эта вышивка кажется чем-то непостижимым, а на деле она очень проста. Этой техникой в совершенстве владели мастерицы прошлого, не имевшие специального образования.
Современные мастера декоративно-прикладного искусства всегда очень трепетно относились к старинным забытым технологиям, и одной из задач в сохранении национального наследия является умелое применение в современных интерьерах или изделиях декоративно-прикладного искусства этих технологий так, чтобыв сочетании с ультрасовременными предметами быта они не выглядели заплатками из прошлого.
Панно «Совет да любовь» это дань мастера великой духовной культуре русского народа.
Важную роль, как в традиционной так и в современной культуре играет свадебная обрядность. Институт семьи является важнейшей частью общества. Бракосочетание – это то обрядовое действие, через которое создается новая семья. Обряд и ритуал бракосочетания является важнейшим событием и ритуалом в жизни человека.
Традиционная свадьба отличалась красотой и монументальностью, была сложна по композиции и состояла из множества различных по происхождению, характеру и функции элементов. Разнообразие этих элементов связано с региональными и социальными особенностями. В обрядах причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией.
Декоративное панно в технике филейного гипюра, выполненное под вдохновением народных традиций, представляет собой удивительное сочетание искусства и культуры. В центре композиции расположена молодая пара, одетая в традиционные костюмы.
Не случайно панно носит название «Совет да любовь». «Совет да любовь» стал многомерным постулатом; он объединял в себе как пожелание мудрости в принятии решений, так и призыв к искренним чувствам. Важность этих слов заключалась не только в их контексте, но и в культуре, которую они символизировали — культуры, основанной на уважении, поддержке и совместном стремлении к гармонии.
Таким образом, в момент, когда молодые произносят обеты и обмениваются кольцами, эта простая фраза становится их напутствием, вдохновляя на строительство будущего, полного любви и согласия, где важен не только каждый шаг, но и каждый разговор, каждое совместное решение, каждое мгновение, разделенное вдвоем.
Филейный гипюр, благодаря своей прозрачности и легкости, придает панно воздушность, позволяя свету мягко проникать сквозь узоры, создавая уникальные световые эффекты. Это произведение не только может украшать интерьеры, но и служить напоминанием о важности любви и семейных ценностей, традиционно передаваемых из поколения в поколение. Такой элемент декора способен наполнить дом теплом и уютом, создавая неповторимую атмосферу уюта.
Цветная перевить — это довольно трудный вид вышивки, осуществляемый по сетке. Она была распространена во многих областях России, в наши дни этой техникой занимаются лишь отдельные мастера . В основе орнаментальных композиций вышивки преобладаютгеометрические, растительные узоры, фигурки животных и людей. Ее используют для украшения дорожек, постельного и столового белья, женской одежды.
Технология создания изделий в технике цветной перевити очень интересна, но мало изучена.
Отдельной специализированной литературы нет, интернет источники
не передают в полном объеме всю поэтапную технологию выполнения изделий в технике цветная перевить .
В работе основным источником стала книга Гумилевской Маргариты Николаевны, заслуженного деятеля искусства и художественного руководителя Тарусской фабрики художественной вышивки.
Её схемы и описание помогли при разработке орнаментальных композиций декоративных панно.
В построении орнаментального образа произведений Гумилевской участвуют все выразительные средства вышивки, в частности, цвет и фактура шитья. Они в особой степени подчинены декоративной задаче, т.е. отнесены не только к характеристике определённого мотива, а прежде всего к реальной поверхности, оформляемой узорами. Отсюда свобода стилизации, трансформирующей реальную форму, цвет, фактуру, вышивки в предметные качества орнаментированной вещи. В основу композиции панно легли славянские орнаментальные символы, для того, чтобы композиция несла в себе положительную информацию, оберега добра, плодородия, богатства автор работы уделяет большое внимание изучению русского орнаментального искусства.
Одним из важных символов плодородия было изображение Мирового древа. Оно занимает центральное место в панно.
Древо - это сакральное растение, являющееся символом самой жизни, связь человека с предками и с будущими поколениями потомков. Изображение «древа жизни» по народным представлениям должно приносить счастье, а также оберегать от всякого зла.
Древо, занимает особое место в русской традиционной вышивке, символизируя гармонию, процветание и связь поколений. Этот мотив, пронизанный глубоким смыслом, часто встречается на полотнах народных мастериц и служит олицетворением единства природы и человека. Вышитые деревья, зачастую изображаются с пышной листвой, цветами или обилием плодов, что символизирует плодородие и изобилие.
Использование яркой цветовой палитры, характерной для русских орнаментов, придает изображению особую значимость и насыщенность.
Геометрический орнамент внутри панно олицетворяет силы природы и является охранными знаками .
Цветовая гамма тоже выбрана не случайна. Каждый цвет несёт свою информацию.
* Красный – означает в вышивке радость , любовь, страсть
* Белый цвет – символ чистоты
* Синий цвет – олицетворяет символ неба
* Желтый цвет – означает символ Земли.
Выполненные панно несут в себе доброжелательную символику, которую всегда передавали народные мастерицы, в рукотворных текстильных изделиях. Декоративные панно могут украсить интерьер дома или учебного заведения являются основой оформление интерьера в этностиле, а также стать экспонатом на выставках, фестивалях, ярмарках декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

«МАКОШЬ»

В основе композиции панно находится образ богини Макоши. Этот образ не случаен, Макошь, издревле считалась покровительницей женщин, занимающихся рукоделием.
Славяне называли Макошь вершительницей судеб и верховной пряхой, считали ее покровительницей женской магии и рукоделия, богиней судьбы, материнства и плодородия, семейного счастья. Она помогает сохранить семью крепкой и счастливой. В некоторых преданиях упоминается, что Макошь была супругой бога Сварога – Бога Творца, бога огня и Справедливости. У нее имелись помощницы (по другой версии – дочери) – Доля и Недоля.
В воззрениях славян Макошь может выглядеть статной, высокой женщиной с натруженными, длинными руками, в рогатой кичке и с маленьким хвостиком. Судя по фольклорным данным, может приковылять горбуньей на гусиных лапках, может померещиться лохматой, дёрганой кикиморой, путающей пряжу, ломающей вещи. Иногда она невидимкой хлопочет по хозяйству, а иногда беснуется невидимым «шумным духом». Людям она является в том виде и качестве, какой они заслужили. Как общей Матери, ей до всего и до всех есть дело.
Пряха небесная – богиня Макошь отвечает за «прядение» нитей судеб. Как богиня судьбы Макошь определяет те вехи, которые неизбежно должны свершиться в жизни человека. Пути судьбы на полотне жизни помогают Макоши «вышивать» её помощницы Доля и Недоля.
Так, богиня Макошь прядёт «полотно» жизни человека, а Доля и Недоля завязывают нитями причины и следствия тех деяний, которые были совершены человеком, события, по судьбе назначенные. Доля (или Среча), сидящая по правую руку от богини-Матери Макоши, завязывает узелки на нити судьбы сообразно благим поступкам человека, которые просияют как счастливые моменты в жизни, тогда как Недоля (или Несреча), сидящая по левую руку от Макоши, завязывает узелки событий, которые проявятся в жизни как следствия не благих деяний, основанных на эгоистичных побуждениях человека, и неизбежно обернутся тяжкими испытаниями судьбы.
Доля, по верованиям восточных славян искусная пряха, нить судьбы у нее ровная, прочная, красивая. По преданиям Доля может отвернуться от человека коли он ведет жизнь неправильную, жалуется на жизнь или ленится. Чтобы не гневить Долю люди старались сохранить доброе расположение духа и ни при каких обстоятельствах не опускать руки. Доля ходит по миру, стремится во всем помогать человеку, помогать ему по жизни. Тем, кому покровительствует Доля, по жизни везет во всех делах. Кроме того, именно Доля наделяет рожденного человека талантами и удачливостью.
Hecpeчa (Hедоля) – полный антагонист своей сестры Доли. Она создает человеку трудности и испытания. Наказывает за свершенные преступления и бездейственность. Привлекает болезни, неудачи и невзгоды. Человек, находящийся под покровительством Недоли обречен на нищету и неудачи.
Считается, что изначально Доля придет судьбу каждого человека, но своими поступками он часто отворачивает ее лик от своей судьбы и тогда за дела берется Недоля. Прямая обязанность Недоли – воздаяние за неправедную жизнь, лень, обман, уныние.
В композиции панно было принято сохранить характерный облик Макоши – с птицами в руках; помощницами Долей, стоящую по правую руку от богини-Матери, и Недолей, стоящую по левую руку. Доля изображается с узорами, символизирующими все хорошее для человека – плюсами, а Недоля с узором, символизирующим все плохое – минусами.
Происхождение имени Макоши «ма» – мать и «кош» – дом подтверждает, что богиня охраняет домашний очаг и дарит семейное благосостояние. Поэтому юбка Макоши выстроена как дом, в который поселилась молодая пара.
Сама фигура Макоши и ее помощниц заключена в терем с явными признаками архитектурной декорацией – башенкой, и птицами, что является каноничным изображением т.к. одним из центральных сюжетов русской вышивки было изображение Макоши в постройках церковного типа, с небольшими главками и крестиками. Боковые фигуры изображены меньше по размеру, что подчеркивает главенство центральной фигуры. Изображение Макоши монументально и занимает практически все пространство внутри терема. В кайме по низу изображен знак Белбога – Агни. Орнамент символизирует огонь домашнего очага, мира и покоя в семье.
Не отходя от канонов композиции русской традиционной вышивки, автор помещает в свою работу образ парных птиц. Птицы, по воззрениям наших предков это символ дома и мира, защищают от ревности и ссор, символ плодовитости и материнства. В свадебной традиции, вышитые парные птицы символизировали пожелание долгой семейной жизни.
В композиции панно немаловажное место занимают солярные знаки – геометризированные розетки, различные свастические изображения.
В целом композиция несет собой пожелание добра, счастья и всего светлого.
Вышивка выполнена на льняной ткани «двунитка» с сохранением традиционной цветовой гаммой. В работе сочетаются различные техники вышивки – простой крест, счетная гладь, роспись.
Композиция панно показывает важность этой богини в пантеоне богов Древней Руси и в традиционной культуре русских.

«ХЛЕБ-СОЛЬ»

С давних пор именно свадьба считается самым важным событием в жизни. Наши предки создавали семью, придерживаясь традиций и строго соблюдая особые правила. Отголоски свадебных обрядовых традиций Руси присутствуют и в современном бракосочетании.
Традиции свадебных обрядов славян насчитывают не один век: наши предки крайне внимательно следили за соблюдением правил. Создание семьи было сакральным и наполненным смыслом действием, которое в среднем занимало три дня. С того времени до нас дошли свадебные приметы и суеверия, на Руси передающиеся из поколения в поколение.
Русская свадьба имеет свои обычаи и обрядов, которые получили свое разнообразие благодаря широкой области расселения русских. Свадьба окружена множеством обычаев, символов, обрядовых действий. Большое значение на свадьбе предавалось предметной среде. Обрядными предметами выступали костюм жениха и невесты, рушники и скатерти, которые пышно декорировались различными техниками вышивки.
Русская вышивка занимает особое место среди других стилистических направлений. Она не только красива, но и очень многогранна. На огромной русской территории разные губернии использовали свои отличительные техники. Помимо этого, различия были и в используемых материалах, и в цветовой палитре. Русская народная вышивка на протяжении многих веков сохраняла свои исконные черты и уже более ста лет привлекает внимание.
В настоящее время предпринимается попытки возращения в быт традиционных народных праздников и обрядов в их обновленном варианте, активизируется собирательная деятельность предметов старины. Русская народная вышивка не потеряла своего очарования в XXI веке. Модельеры используют узоры русской вышивки для создания новых коллекций, в спорте русская символика выражает патриотизм, бизнесмены используют славянскую стилизацию, чтобы выделиться из числа конкурентов и позиционировать свой бренд как отечественный. Вышивка в русском стиле украшает одежду и интерьеры, многие люди возвращаются к истокам славянской культуры.
В традиционной культуре русского народа есть обычаи и обряды, связанные с использованием ритуальных предметов, среди которых особое место занимает полотенце как предмет домашнего быта, декоративно-прикладного искусства и неотъемлемый элемент народных обрядов, обычаев, поверий и праздников.
Рушник является произведением народного искусства, воплощением национальной культуры. К любому значимому событию в жизни человека создавался рушник – рождение ребёнка, свадьба, проводы в армию, похороны.
Из всего многообразия декоративных полотенец самыми многочисленными были полотенца свадебные. Они сопровождали практически все обряды свадьбы: сватовство, смотрины, рукобитие, вытие, девичник, обряд выпекания свадебного каравая в доме жениха, свадебный поезд, венчание, первую брачную ночь, свадебный пир.
Большое значение играло декоративное убранство рушника, особенно вышивка.
Для женщины вышивка была своего рода потребность в красоте, способом выражения окружающего мира, созданные прошлыми поколениями и передающие будущим как нечто ценное и почитаемое в форме искусства, бытовых навыков, обычаев, традиций своей семьи.
Узоры на рушниках сейчас вышиваются самые разные, и чаще всего их смысл сегодня утерян. Но если говорить об исконных традициях такой вышивки – каждый орнамент, каждый мотив, его расположение отвечали строгим правилам. Грамотно вышитый венчальный рушник мог рассказать гостям свадьбы очень многое о вступающих в брак, их личной истории и их семьях. Орнамент такой вышивки не содержит ни одной праздной линии, каждый ее элемент имеет свое значение, является словом, фразой, выражением
Вышивая определённый орнамент, женщина «программировала» жизнь, вкладывая в свою работу мечты, желания, надежды. В результате рушник становился фактически оберегом, талисманом, магическим предметом.
В орнаментальной композиции декора представленных рушников представлены древо, богиня Макошь, птицы, растительные и геометрические мотивы. Каждый узор имеет свой собственный смысл и символику, которая передается из поколения в поколение. Вдоль полотенца расположены символы плодородия, любви и защиты.
Русский человек всегда славился умением трудиться. И не только трудиться, но и веселиться от души, забыв о трудностях, печалях и неудачах. Чем заканчивалась обычно страдная пора? Праздниками, гуляниями. Праздники на Руси всегда были связаны с какими-то значительными событиями в жизни простых людей, например с приходом весны, концом страды, с мечтой о хорошем урожае, достатке и благополучии. На ярморочной площади не умолкает хохот, шум, музыка. Начинается представление бродячего кукольного-театра, который покажет любимого сказочного героя-весельчака Петрушку. А вот и скоморохи – русские потешные молодцы – пришли на ярмарку шумной ватагой народ потешить. Немного в стороне от торговых палат веселится народ. (Н. А Горяева)
Кукольный театр, нет зрелища более яркого, полного чудесных превращении… как не происходят чудеса, когда только что безмолвно лежащая кукла, надетая на руку актера, крутит во все стороны головой, размахивает руками да еще и говорит! В неживой материал словно проникла чудодейственная сила жизни, и начинается захватывающее кукольное представление. Не одно народное гуляние, не одно выступление странствующих актеров не проходило без выступления всеми любимого Петрушки (Н. А. Горяева)
В своей работе автор решил обратиться к изображению ярморочного театрального гуляния со всеми его атрибутами. В таких ярмарках часто выступали дрессированные медведи и козы. Костюмы скоморохов могли изображать этих же животных. Скоморохи надевали маски, играли на различных инструментах, сопровождая всё частушками да прибаутками.
Петрушка – один из главных героев народного театра,всегда был честен и мог говорить то, что не мог говорить простой человек. Ему прощались некоторые вольности по отношению к боярам, царям и попам.
Серия работ выполнена как авторская интерпретация графических полотен художника в технике горячего батика.
Виталий Кызласов – член Союза художников России, художник-график, живописец; работает в жанрах книжной иллюстрации, станковой композиции; участник городских, региональных и международных выставок.
Работы, выполняет в стиле архео-арт (или сибирский нео-мифологизм).
Самобытность современного хакасского искусства берет своё начало от наскальных рисунков эпохи неолита; традиции хакасского народа, духовные и культурные ценности прошлого бережно сохранены в каждом произведении. Сегодня у нас есть возможность прикоснуться к истокам национальной культуры, к обычаям наших предков…
Декоративное панно из серии «Цирк», выполнены в технике горячий батик и свободная роспись ткани. Собирательные образы цирковых артистов сложились в единую композицию. Цирк всегда был символом волшебства и чуда. С детства завораживали смелые трюки акробатов, веселые выходки клоунов, красота экзотических животных, жонглёры с разноцветными шарами.
«На юге Красноярского края в правобережной части Енисея, обрамлённый горами, уютно расположился город Минусинск. За щедрое солнце эту территорию в 19 веке назвали сибирской Италией».
Не успелиотгреметь юбилейные торжества посвященные 200-летнему юбилею нашего города и мы, как минусинцы вошли в третье столетие, как новый юбилей - 285 лет Минусинску как поселению, с которого и начинается его история.
Первое документальное упоминание о котором датируется 1741 годом. Историки-краеведы считают, что деревня на реке Минуса была образована в 1739-1740 годах. Статус села деревня Минусинская получила в 1780 году. А в 1823 году село Минусинское получило статус города.

Но история любого населенного пункта – шумного вечно спешащего мегаполиса или маленького степенного городка – это прежде всего история людей. Одни здесь родились и выросли. Другие приехали в поиске лучшей доли или стремлении найти свое место в жизни. Третьих забросило сюда волею судеб или властей. Каждый из них внес свой вклад в развитие промышленности, экономики, образования, культуры, общественной жизни города. Все они делали историю.
Матрёна Семёновна Белова, первая в городе женщина –купчиха, деловая женщина, сегодня бы ее называли бизнес-леди. Женщина с непростой судьбой, рано овдовевшая, она не разбазарила после смерти мужа его состояние, а преумножила его и в итоге почти всю торговлю в Минусинске взяла в свои руки. Будучи неграмотной женщиной, имела огромную библиотеку. Пережила своих детей и умерла в одиночестве. В архивах города хранится большой пласт документов, отражающих деловую жизнь этой женщины, но не сохранилось ни одной фотографии. Хотя есть одна фотография в архивах, но подлинность изображения на ней Матрены Беловой не подтверждено, поэтому о том, как выглядела это женщина мы можем судить только по сохранившимся документальным описаниям. Помимо значения, которое она имела в свою бытность, Матрёна Семёновна оставила городу памятный подарок – это первое каменное двухэтажное здание в городе, особняк на то время считался чуть ли не дворцом, но и сегодня является одним из главных украшений Соборной площади, в нем уже 40 лет расположен Минусинский медицинский техникум.

Сегодня имя основателя Минусинского краеведческого музея Николая Михайловича Мартьянова известно всему миру. Его заслуги перед наукой и обществом значительны: член шестнадцати российских и зарубежных научных обществ, в том числе Российской Академии наук, Императорского археологического общества, Императорского общества сельского хозяйства, Российского фармацевтического общества, Общества врачей Енисейской губернии. Кроме того, Н. М. Мартьянов — офицер Министерства просвещения и изящных искусств Франции, Почётный мировой судья Красноярского окружного суда, первый Почётный гражданин города Минусинска, автор научных трудов по ботанике. Награждён орденами Святого Станислава 2-й и 3-й степени, орденом Святой Анны 3-й степени, золотой медалью Общества естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, золотой медалью «За услуги, оказанные народному образованию», серебряной медалью Русского археологического общества.
Сложно представить, что нашем маленьком провинциальном городе могли жить такие великие люди.
Родился Николай Михайлович в Белоруссии в 1844, а в 1874 году приехал в Минусинск по приглашению доктора Малинина. Он заключил контракт о заведовании аптекой сроком на три года, однако остался здесь навсегда. Первое время он жил в доме доктора А.В. Малинина, там же располагалась и аптека. Обретя семью и детей, Николай Михайлович привлёк и их в дело развития музея, сбора коллекций.
Удивительно, что приезжий аптекарь, никому ранее не известный, смог быстро стать своим в далёком Минусинске и воплотить давнюю мечту. Об этом писал сам Н.М. Мартьянов учёному-географу Г.Н. Потанину в июле 1883 г.: «Теперь Сибирь моя дорогая родина. Я стремился в неё ещё тогда, когда только сознательно начал применять свою страсть к собиранию естественно-исторических коллекций. В Сибири с самого моего приезда, даже по дороге в Минусинск, я нашёл искренних друзей, в Сибири мне дали возможность осуществить идею о местном музее и устроить идею мою в таком виде, о каком я мечтал чуть ли не с детства. Для Сибири я посвящу всё своё свободное время, остающееся от трудов для насущного хлеба, и вполне буду вознаграждён, если собранные мною материалы послужат на пользу этой прекрасной стране хотя бы и в далёком будущем».

Сегодня Минусинский региональный краеведческий музей носит имя своего основателя Николая Михайловича Мартьянова. Является научным центром на юге Сибири. Он внес достойный вклад в научное изучение Сибири. Данные, полученные сотрудниками музея, стали основой для многих исследований по ботанике, геологии, истории, археологии Сибири. Наш музей по праву называется «Жемчужиной Сибири».
Первое трёхэтажное здание в городе Минусинске, «Сибирский малый Зимний дворец» и визитная карточка города. Памятник архитектуры, объект культурного наследия регионального значения, центр архитектурной застройки исторической части Минусинска.
Герш Мордухович Вильнер был не менее амбициозным, чем купчиха Белова: ему надо было не просто удивить, а «положить на лопатки» местных купцов. Белова утерла нос минусинскому мужскому купеческому сообществу тем, что первой выстроила двухэтажный каменный жилой дом. А еврей Вильнер, вероятно, тоже не вписывался в минусинское общество. Его умение устраивать дела, деловая хватка и удачливость вызывали зависть. И Вильнер построил не просто каменный дом, а дом-дворец.
Дом действительно стал украшением города: богато декорирован профилированным и тёсаным кирпичом. Здание изысканно, элегантно и мощно одновременно. В разные годы после того, как дом Вильнера был национализирован, в нем находилось много различных организаций. Это были и банки, и кинотеатр, и кафе, и реальное училище, но у всех минусинцев в памяти сохранились воспоминания о знаменитой аптеке, в которую заходили как в музей, это было настоящее прикосновение к истории. Но однажды случилась беда - Дом Вильнера начал погибать, подземные воды сотворили свое страшное дело и дом дал трещину…. Более тридцати лет понадобилось, чтоб восстановить дом, отреставрировать, вернуть ему прежний облик и дать ему новую жизнь. Сегодня здесь мы, Минусинский колледж культуры и искусства. Это мы наполняем жизнью, новыми смыслами, музыкой, стихами и картинами.
Декоративное панно-триптих выполнено в сложной авторской технике двойного батика. Нижний слой непрозрачной ткани с изображением архитектурных символов Минусинска и верхний прозрачный и изображением современных символов, рассказывающих о сегодняшнем содержании этих зданий создают ощущение прикосновения к истории. Портреты людей на переднем плане создают атмосферу винтажности, фотографий со страниц исторических семейных альбомов.
Золотой петушок — это волшебный персонаж из «Сказки о золотом петушке» Александра Пушкина.
Красивая птица с разноцветным хвостом, способная издавать громкие оглушающие крики и обладающая агрессивным нравом - вот, что все знают о петухах. В нашей сказке петушок не простой, а золотой, что только придает ему значимости и установлен он именно на крыше, что соответствует древней традиции средневековья на шпилях домов и церквей устанавливать флюгера в виде петухов (как символ готовности встретить утреннюю зарю). Петушок высоко сидит, далеко глядит и видит, откуда на царство Дадона нападут враги. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в данной сказке золотой петушок символизирует существо дальновидное, способное проницать правду и провозглашать справедливость
Кот учёный - персонаж фольклорного варианта «Сказки о царе Салтане» и вступления к поэме Руслан и Людмила. Считается самым знаменитым «кошачьим» персонажем в произведениях Пушкина. Образ кота ученого восходит к персонажу русских сказок коту Баюну. Образ кота учёного актуален и сейчас – он выступает носителем доброты, мудрости и глубины мировосприятия кошек в целом. В конце «Посвящения» к поэме «Руслан и Людмила» автор признается, что сюжет, положенный в основу его сказочной поэмы, унаследован у кота. Образ ученого кота был взят Александром Пушкиным из сказок, которые ему рассказывала его добрая нянюшка Арина Родионовна.
Золотая рыбка (или любая другая рыба, наделённая волшебными качествами) встречается в фольклоре ряда народов. В сказках она обычно выполняет роль волшебного помощника, предлагая и выполняя определённую услугу (исполнение желания или приход на помощь в сложной ситуации) в благодарность за то, что поймавший отпустит её. При этом жадность благодетеля, как правило, сурово наказывается. Самое известное в России произведение о Золотой Рыбке — «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Есть мнение, что сюжет был позаимствован Пушкиным из сказки братьев Гримм «О рыбаке и его жене»
Белка — персонаж «Сказки о царе Салтане» Александра Пушкина. В произведении повариха рассказывает Салтану о новом чуде света — поющей белке, которая живёт под елью и грызёт орешки с изумрудами и золотыми скорлупками. Этот литературный образ был введён самим поэтом, который, возможно, опирался на отдалённые народные источники. Белка в народном сознании олицетворяется с понятиями ума, изящности, ловкости, трудолюбия, благополучия. В пословицах и поговорках она вызывает в основном приятные ассоциации.
Серия панно выполненная в технике горячий батик отражает в своем образе мастеров тех видов декоративно-прикладного искусства, которые преподаются в минусинском колледже культуры и искусства. «Художественная вышивка» - это традиционные геометрические орнаменты русского национального костюма, рушников, «Художественная керамика» - это разнообразные формы объемных предметов (ваз, чаш, различных сосудов, игрушек), и «художественная роспись ткани» - это уже современный вид ДПИ. Автор пытается обратить внимание зрителя на образ маленькой птички, которая является центральным и объединяющим акцентом. Птица как вестник мира, посланник добра и благополучия.
Многие народы Сибири— до сих пор сохраняют уникальные традиции и красоту удивительной силы. К сегодняшнему дню из того, что оставлено предками, сохранилось, к сожалению, не все. Поэтому было так важно проанализировать орнаментальное искусство народов Сибири, выявить в нем этнические традиции, закономерности развития, отличительные особенности и на их основе сделать серию панно, которое привлекло бы большее количество заинтересованных зрителей к этому наследию нашей культуры. Ведь орнаменты всегда завораживали и захватывали дух смотрящих. Они также являются неотъемлемой частью декоративно-прикладного искусства.
Человек, природа и искусство веками жили в единстве. Природа будила воображение, оттачивала формируемое в процессе труда чувство красоты. Итак, какую сферу быта, труда и досуга жителей Сибири ни взять, везде можно увидеть, что перед нами народы-художники. К чему они ни прикоснутся, за что ни возьмутся – все получает в их руках художественное оформление.
В настоящее время, как и на протяжении всего ХХ столетия, остро стоит вопрос сохранения и модернизации традиций, сознательного отказа от инновационных художественных методов творчества, обозначения места национального наследия в развитии современного искусства.
Многие художники и мастера прикладного искусства продолжают использовать традиционные узоры и мотивы в своих работах, стремясь сохранить аутентичность и передать культурное наследие следующим поколениям. Это включает геометрические узоры, изображения животных и природных элементов, характерные для каждого конкретного народа.
Активно проводятся этнографические исследования, направленные на документирование и изучение традиционных орнаментов. Эти исследования помогают лучше понять символику и значение узоров, а также способы их применения в современном контексте.
В основе каждого панно лежат верования и представления этих народов о нашем мире. Композиция неспроста выглядит именно так. Вверху всех панно изображен круг, который олицетворяет солнце, а оно как известно имеет особый смысл в верованиях народов Сибири. В хакасской культуре оно выступало символом высшей справедливости и беспристрастности. У Тувинцев является олицетворением доброты, любви и тепла, у Алтайцев означает жизнь, а у Якутов и вовсе является главой богов. Именно от центра начала составляться композиция. Также по всей плоскости серии панно были расположены самые главные узоры каждого народа.
У Хакасов это традиционная вышивка, которая является самым развитым и распространенным видом их декоративного творчества. В ней имеются растительные элементы, такие, как жарки, что символизируют сохранение жителями традиций.
В панно по Тувинскому народу больше количество узлов счастья и долголетия, можно заметить, что они не имеют ни начала, ни конца, поэтому и являются символом бесконечности.
В Алтайском же орнаменте первое место занимает цвет узора, ведь народные мастера хорошо знали их воздействие не только на зрение, но и на психику человека. Именно поэтому основными цветами здесь являются: красный – как символ счастья и радости, оранжево-желтые оттенки – как источник всего живого на земле, а голубой, синий и зеленый вызывают ассоциации с небом и бескрайними озерами. Не даром Алтай называют голубым, солнечным, золотым.
В панно посвященному Якутскому народу можно увидеть множество лировидных узоров, которые считаются главной темой якутского орнамента. Они носят значения древа жизни, плодородия и роста.

Серии панно «Сибирячка» посвящена народному хореографическому ансамблю «Сибирячка», Минусинского колледжа культуры и искусства. В основе панно три танцевальных композиций ансамбля «Минусинская раздольная», «Сибирская раскачина» и «Первое свидание».
«Минусинская раздольная» - это традиционная русская пляска. Главная его особенность - это трюковая часть: вращения с огромной скоростью, высокие прыжки в разножку, перекидные, закладки. Яркие костюмы сшиты в современном стиле.
Танцевальная композиция «Сибирская раскачина» заимствована из репертуара Рязанского русского народного хора. Яркие костюмы, виртуозные вращениях создают движение цвета, линий, красок.
«Первое свидание» - это лирический образный дуэт, повествующий о влюблённых на первом свидании. В основе номера форма традиционного перепляса. Небесно-голубого цвета костюмы, разнообразные композиционные движение доносят до зрителя чистоту отношений, целомудрие и взаимную любовь.
Серия панно выполнена в технике горячего батика, выразительность которого проявляется в его ярких и насыщенных цветах, а также возможности создания сложных и красивых узоров. Эта техника позволяет х полностью раскрыть свою фантазию и экспериментировать с разными текстурами и оттенками.
Легенда о Золотой Бабе - воплощении таинственного божества, которую считали великой матерью всех народов - одна из самых старых, почитаемых на Урале. Она и сегодня находит все больше новых приверженцев, поскольку поиски Золотой Бабы продолжаются, появляются новые данные, факты, а иногда просто байки.
Золотая Баба – легендарный идол, предмет поклонения Северо-восточной Европы и северо-западной Сибири. Легенды о ней напоминают ветки дерева, при этом о самом стволе почти никто не догадывается. Было бы слишком банально предполагать, что речь идет об обыкновенном золотом истукане, который якобы находился и находится в руках манси. На самом деле речь идет о тайне, вечно неразгаданной, которая с древнейших времен существует на Урале. Золотому идолу поклонялись множество народов Сибири, в том числе ханты и манси, проживающие на территории Сибири. И в наше время эти народы сохранили свои древние традиции: шаманизм, язычество и поклонение тотемам. Главным лейтмотивом работы является единение и гармония с природой, героиня не только мать - она часть природы, ее зарождения и обновления. Идол золотой Бабы выступает как символ зарождения жизни, а не просто слиток золота для алчных людей, желающих материально обогатиться.
Made on
Tilda