«МАКОШЬ»
В основе композиции панно находится образ богини Макоши. Этот образ не случаен, Макошь, издревле считалась покровительницей женщин, занимающихся рукоделием.
Славяне называли Макошь вершительницей судеб и верховной пряхой, считали ее покровительницей женской магии и рукоделия, богиней судьбы, материнства и плодородия, семейного счастья. Она помогает сохранить семью крепкой и счастливой. В некоторых преданиях упоминается, что Макошь была супругой бога Сварога – Бога Творца, бога огня и Справедливости. У нее имелись помощницы (по другой версии – дочери) – Доля и Недоля.
В воззрениях славян Макошь может выглядеть статной, высокой женщиной с натруженными, длинными руками, в рогатой кичке и с маленьким хвостиком. Судя по фольклорным данным, может приковылять горбуньей на гусиных лапках, может померещиться лохматой, дёрганой кикиморой, путающей пряжу, ломающей вещи. Иногда она невидимкой хлопочет по хозяйству, а иногда беснуется невидимым «шумным духом». Людям она является в том виде и качестве, какой они заслужили. Как общей Матери, ей до всего и до всех есть дело.
Пряха небесная – богиня Макошь отвечает за «прядение» нитей судеб. Как богиня судьбы Макошь определяет те вехи, которые неизбежно должны свершиться в жизни человека. Пути судьбы на полотне жизни помогают Макоши «вышивать» её помощницы Доля и Недоля.
Так, богиня Макошь прядёт «полотно» жизни человека, а Доля и Недоля завязывают нитями причины и следствия тех деяний, которые были совершены человеком, события, по судьбе назначенные. Доля (или Среча), сидящая по правую руку от богини-Матери Макоши, завязывает узелки на нити судьбы сообразно благим поступкам человека, которые просияют как счастливые моменты в жизни, тогда как Недоля (или Несреча), сидящая по левую руку от Макоши, завязывает узелки событий, которые проявятся в жизни как следствия не благих деяний, основанных на эгоистичных побуждениях человека, и неизбежно обернутся тяжкими испытаниями судьбы.
Доля, по верованиям восточных славян искусная пряха, нить судьбы у нее ровная, прочная, красивая. По преданиям Доля может отвернуться от человека коли он ведет жизнь неправильную, жалуется на жизнь или ленится. Чтобы не гневить Долю люди старались сохранить доброе расположение духа и ни при каких обстоятельствах не опускать руки. Доля ходит по миру, стремится во всем помогать человеку, помогать ему по жизни. Тем, кому покровительствует Доля, по жизни везет во всех делах. Кроме того, именно Доля наделяет рожденного человека талантами и удачливостью.
Hecpeчa (Hедоля) – полный антагонист своей сестры Доли. Она создает человеку трудности и испытания. Наказывает за свершенные преступления и бездейственность. Привлекает болезни, неудачи и невзгоды. Человек, находящийся под покровительством Недоли обречен на нищету и неудачи.
Считается, что изначально Доля придет судьбу каждого человека, но своими поступками он часто отворачивает ее лик от своей судьбы и тогда за дела берется Недоля. Прямая обязанность Недоли – воздаяние за неправедную жизнь, лень, обман, уныние.
В композиции панно было принято сохранить характерный облик Макоши – с птицами в руках; помощницами Долей, стоящую по правую руку от богини-Матери, и Недолей, стоящую по левую руку. Доля изображается с узорами, символизирующими все хорошее для человека – плюсами, а Недоля с узором, символизирующим все плохое – минусами.
Происхождение имени Макоши «ма» – мать и «кош» – дом подтверждает, что богиня охраняет домашний очаг и дарит семейное благосостояние. Поэтому юбка Макоши выстроена как дом, в который поселилась молодая пара.
Сама фигура Макоши и ее помощниц заключена в терем с явными признаками архитектурной декорацией – башенкой, и птицами, что является каноничным изображением т.к. одним из центральных сюжетов русской вышивки было изображение Макоши в постройках церковного типа, с небольшими главками и крестиками. Боковые фигуры изображены меньше по размеру, что подчеркивает главенство центральной фигуры. Изображение Макоши монументально и занимает практически все пространство внутри терема. В кайме по низу изображен знак Белбога – Агни. Орнамент символизирует огонь домашнего очага, мира и покоя в семье.
Не отходя от канонов композиции русской традиционной вышивки, автор помещает в свою работу образ парных птиц. Птицы, по воззрениям наших предков это символ дома и мира, защищают от ревности и ссор, символ плодовитости и материнства. В свадебной традиции, вышитые парные птицы символизировали пожелание долгой семейной жизни.
В композиции панно немаловажное место занимают солярные знаки – геометризированные розетки, различные свастические изображения.
В целом композиция несет собой пожелание добра, счастья и всего светлого.
Вышивка выполнена на льняной ткани «двунитка» с сохранением традиционной цветовой гаммой. В работе сочетаются различные техники вышивки – простой крест, счетная гладь, роспись.
Композиция панно показывает важность этой богини в пантеоне богов Древней Руси и в традиционной культуре русских.
«ХЛЕБ-СОЛЬ»
С давних пор именно свадьба считается самым важным событием в жизни. Наши предки создавали семью, придерживаясь традиций и строго соблюдая особые правила. Отголоски свадебных обрядовых традиций Руси присутствуют и в современном бракосочетании.
Традиции свадебных обрядов славян насчитывают не один век: наши предки крайне внимательно следили за соблюдением правил. Создание семьи было сакральным и наполненным смыслом действием, которое в среднем занимало три дня. С того времени до нас дошли свадебные приметы и суеверия, на Руси передающиеся из поколения в поколение.
Русская свадьба имеет свои обычаи и обрядов, которые получили свое разнообразие благодаря широкой области расселения русских. Свадьба окружена множеством обычаев, символов, обрядовых действий. Большое значение на свадьбе предавалось предметной среде. Обрядными предметами выступали костюм жениха и невесты, рушники и скатерти, которые пышно декорировались различными техниками вышивки.
Русская вышивка занимает особое место среди других стилистических направлений. Она не только красива, но и очень многогранна. На огромной русской территории разные губернии использовали свои отличительные техники. Помимо этого, различия были и в используемых материалах, и в цветовой палитре. Русская народная вышивка на протяжении многих веков сохраняла свои исконные черты и уже более ста лет привлекает внимание.
В настоящее время предпринимается попытки возращения в быт традиционных народных праздников и обрядов в их обновленном варианте, активизируется собирательная деятельность предметов старины. Русская народная вышивка не потеряла своего очарования в XXI веке. Модельеры используют узоры русской вышивки для создания новых коллекций, в спорте русская символика выражает патриотизм, бизнесмены используют славянскую стилизацию, чтобы выделиться из числа конкурентов и позиционировать свой бренд как отечественный. Вышивка в русском стиле украшает одежду и интерьеры, многие люди возвращаются к истокам славянской культуры.